В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).
В 4 — 5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша —он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.
Пока же
нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций
(ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с
другой стороны — не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять
художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог,
показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические
представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном
зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем
большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и
выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей
все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю
нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом.
Сюжеты,
которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными
для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят
к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной
сказки, воспитывая чутких слушателей. Театрализованная деятельность детей в
средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями.
Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать
в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно
предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.
Приемы
работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие
задания («Покажи, как курочка просит у хозяюшки маслица»), вовлечение в диалог
(например, в играх-инсценировках про парикмахерскую), в импровизацию («...И тут
птицы испугались и полетели, гневно крича...»), включаясь в которые ребенок
призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.
Некоторые игры носят характер
сюжетно-ролевой игры. Начинаясь с обсуждения замысла, такая игра может
обрастать выразительными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее
с собственно драматизациями.
Воспитателю
следует помнить о том, что дети 4—5 лет могут самостоятельно обустраивать место
для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику,
элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового
пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время
занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях
и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в
театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так
как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.
Так же как и в разыгрывании сюжетов, в
оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям
как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах
малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они
не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.
Используя
представленный здесь материал, воспитатель может включать его в свою работу
вариативно, по-своему, например, брать только отдельные игры, сюжеты или
соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит
педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий