«Культурно
– гигиенические навыки, их значение
в развитии ребенка»
в развитии ребенка»
Основополагающую роль в воспитании
полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает
принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка
вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки
перед едой,
то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро
перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом,
сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно
требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не
только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение
взрослых.
Когда малыш лезет в общее блюдо рукой,
кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям
кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям.
Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и
образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не
удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее
пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том,
„что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.
Освоение культурно-гигиенических навыков
К нам в группу приходят очень разные малыши.
Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически
отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены
только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками.
Почему же так происходит?
Самые первые представления о
культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые
родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально
с пеленок.
Одним из первых навыков является навык
аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в
процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на
искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку
следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже
самостоятельно. Когда с 5-6 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его
надо с ложечки. С 7-8 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1
года - 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала
ребенку надо давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он
научится самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу – суп, кисель,
компот, простоквашу.
Ребенка
старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим
(дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался
ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого воспитываем и закрепляем у
детей и другие навыки (которые также закладываются в семье) : следим, чтобы они
не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба,
пользовались носовым платком, салфеткой.
При одевании и раздевании также даём
возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая
кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку».
Приучаем детей к опрятности в одежде,
переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.
Я считаю, что одинаковые требования к
правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к
лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
Воспитание у детей навыков личной и
общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту, в общественных местах.
В младшей группе нужно привить такие
полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное
пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам
малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки,
вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на
самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение
культурно-гигиенических навыков.
Во время еды строго следим, чтобы:
последовательность
блюд была постоянной,
перед
ребенком находилось только одно блюдо,
еда
была не слишком горячей, не слишком холодной,
ребенок
брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
дети
не разговаривали во время еды;
стараемся
не допускать:
громких
разговоров,
понуканий,
поторапливания детей,
насильного
кормления,
Кормление - очень ответственный момент в
режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно,
обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из
чашки, отказываются от пищи.
Перед едой для каждого ребенка готовим
салфетку.
Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает,
что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.
С первого дня за каждым ребенком
закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом.
Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех
малышей надеваем нагрудники.
Для обучения навыка кормления проводим
различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с
ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру
поведения и аккуратность за столом.
Обязательно учим малышей по окончании
еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без
напоминания, самостоятельно.
С первого дня пребывания детей в группе
начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учим снимать и
надевать колготки, носки, обувь.
После тихого часа показываем детям, в
какой последовательности надо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить
самому раздеться, повесить свою одежду.
У детей всегда есть желание самим
расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр:
«Застегни пуговицы».
Справиться с пуговицами и «молниями»
помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем
«молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо
учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую
верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой
последней.
То, как скоро малыш научится одеваться и
раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.
Я считаю, главное, не надо торопить
события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды,
нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.
Из моей практики я поняла, что очень
сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не
боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат.
Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает
воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки:
«Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот
водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.
Умываться идем маленькой подгруппой.
Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку
кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся,
как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.
Обучая детей умыванию, проводим
дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с
детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке
сделали умывальник, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей,
можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.
Приучая
детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим
своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Вещи
в детском саду могут пугать ребенка. Для некоторых детей обычный унитаз просто
чудовище. Он холодный, рычит, брызгается водой. Испугавшись однажды, малыш
будет всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.
Поэтому мы стараемся посещать туалетную
комнату, чтобы, во-первых, малышам не было страшно, а во-вторых, чтобы помочь
справиться с горшком.
Контролировать свой мочевой пузырь или
наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети
начинают где–то ближе к 2 – 2, 5 года (мальчики чуть позже) .
Я считаю, что приучение к горшку должно
быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в
случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем
малышу засиживаться на своем маленьком «троне».
Ежедневно повторяем малышам, что все,
что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания,
должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой
платок, свое полотенце.
Для того чтобы малыши хорошо знали свое
полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду.
Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные
картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.
Мы считаем, что правил должно быть
немного, и они должны быть четко сформулированы и понятны малышу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий