Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка.
«Умейте открыть
перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал».
детей собственным примером. Каждая
минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Что я слышу – забываю.

(В.А
Сухомлинский)
Что я слышу – забываю.
Что я
вижу – я помню.
Что я
делаю – я понимаю.
Конфуций
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова
«experimentum», что переводится как проба, опыт.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,
занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка,
активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения,
развивается речь.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную
задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного
взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама
и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители –
самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к
действию. Поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи в решении
проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности
дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и
объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности;
во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской
деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на
развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить
воспитательские умения родителей по данной теме.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе нужно привлекать родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, создать познавательно-развивающую среду в группе. С помощью родителей создать мини лабораторию, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети будут с интересом экспериментировать, родители принимать в этом активное участие, это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители будут поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.
В ходе экспериментирования дети будут уметь анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводить опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создавать условия для проведения исследований, опытов, наблюдений. У детей возрастёт познавательная активность, интерес к миру.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе нужно привлекать родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, создать познавательно-развивающую среду в группе. С помощью родителей создать мини лабораторию, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети будут с интересом экспериментировать, родители принимать в этом активное участие, это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители будут поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.
В ходе экспериментирования дети будут уметь анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводить опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создавать условия для проведения исследований, опытов, наблюдений. У детей возрастёт познавательная активность, интерес к миру.
Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской
деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а
воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.
Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Советы
для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
·
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся
импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее
качество, как любознательность.
·
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не
может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
·
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность
ребенка.
·
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.
Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду
деятельности.
·
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а
также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к
поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли
это?
·
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и
изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это
не проступок, а шалость.
·
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,
любознательность: она порождает потребность в исследовании.
·
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и
материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,
связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и
приятно, помогать ему в этом своим участием.
·
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то
обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что
можно или как можно.
·
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная
оценка для него важнее всего.
·
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его
намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого
результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о
результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение
формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Комментариев нет:
Отправить комментарий