Дидактические игры, направленные на сенсорное
воспитание детей младшего дошкольного возраста
Дидактические
игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в
целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач
обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает
ребенка самостоятельности, мыслить, решать умственные задачи.
Ребенок воспринимает умственную задачу, как
Дидактическую
игру можно разделить на несколько стадий.
1
стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно
действовать. В этой стадии - воспитатель заинтересовывает детей игрой, создает
положительное ожидание новой интересной игры.
2
стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. На
второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как
равноправный партнер, справедливо оценивает поведение детей в игре.
3
стадия. Ребенок уже знакомый с правилами игры проявляет свое творчество, он
становится ее организатором. С таким ребенком дети охотно вступают в игру.
Выполнение
правил игры требует от детей выдержки, дисциплинированности. Многие игры имеют
и запрещающие правила. Добросовестное выполнение правил приучает к честности,
справедливости. Роль воспитателя заключается в оценке детского творчества.
Объективная оценка педагога является необходимым условием эффективности
дидактических игр.
Дидактические
игры условно делятся на три вида:
1.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой (с мозаикой, различными
природными материалами), к народным дидактическим игрушкам относят: шары,
пирамиды из одноцветных и разноцветных колец. Основные игровые действия с ними:
нанизывание, выкладывание, катание. Развивают у детей восприятие цвета,
величины, формы.
2.
Настольно-печатные игры-направлены на уточнение представлений об окружающем,
развивают мыслительные процессы (анализ, обобщение, классификацию).
настольно-печатаные игры могут быть разделены на несколько видов: парные
картинки, лото, домино. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу - развивать
не только речь детей, но и воображение, творчество.
3.
Словесные игры - развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций. Словесные
игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: отгадывают по описанию, группируют предметы по различным
свойствам, признакам. В младших группах игры со словом направлены в основном на
развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, развитие правильной
ориентировки в пространстве.
Структура
дидактической игры состоит из задачи, игровых правил, игровых действий.
Подготовка
к проведению дидактической игры:
1.
Нужно определить задачу воспитания;
2.
Учитывать время;
3.
Выбор места, где дети могут спокойно играть;
4.
Подготовка дидактического материала.
При
поборе дидактического оборудования следует учесть возрастные и индивидуальные
особенности ребенка.
Большее
внимание уделяется мимике и жестам педагога, эмоциональной выразительности
речи. Дети чутко реагируют на выражение лица, на взгляд, улыбку воспитателя.
Подводя
итоги игры воспитатель, как правило, отмечает положительные стороны: играли
дружно, научились новому, убрали игрушки на свои места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий