Игра
— это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности,
который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду
и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых
игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада.
Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют
реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.

Ребёнок первой младшей группы находится на этапе трансформации сюжетной игры из отобразительной в ролевую, которая характеризуется присвоением определённых ролей и отыгрыванием их во взаимодействии с другими участниками игры.
В сюжетно-отобразительных играх дети уже фактически выполняют все ролевые действия по отношению к игрушке, присущие определённому человеку (качают куклу, кормят её и поют ей колыбельную), однако ещё не присваивают роль этого человека (не действуют от лица матери). Ребёнок играет самостоятельно (рядом с другими, но не вместе), контакт возникает при необходимости получить игрушку или какой-либо предмет. Часто есть скрытая роль, а последовательность из движений носит циклический характер, заканчиваясь и начинаясь снова.
В ходе развития игры происходит перенос акцента от вещи, с которой ребёнок играет, на игрока. Скрытая роль постепенно выходит на передний план: после выполнения определённой последовательности движений дети вслух проговаривают название роли. Ребёнок приходит к осознанию, что, играя, на время становится как бы кем-то другим. Скоро дети уже сначала определяют роль, а потом действуют соответствующим образом. Важной задачей на этом этапе является развитие навыков ребёнка, которые способствуют трансформации отобразительной игры в ролевую. Для этого используют приёмы: обучение действиям с игрушками и предметами; объяснение и показ игровых действий; демонстрация игровой роли; напоминание; поправление.
Все эти приёмы подразумевают активную роль
воспитателя в игре. Сначала нужно осваивать самые элементарные вещи: вместе
одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в
рамках единой сюжетной линии. Машинки заправляются и чинятся в «мастерской»,
дети подают инструменты и детали, «заливают бензин», «замечают» партнёра и
привыкают к диалогу. При подготовке к определённой ролевой игре или развитии её
сюжета используют приёмы:демонстрация наглядного материала; тематическая беседа;
дидактическое упражнение; дидактическая игра; чтение художественной литературы
по теме; продуктивная деятельность. Их комплексно используют в период, когда
дети осваивают ролевые игры. Однако отдельные приёмы могут использоваться и в
переходный период. Задачи взрослого: задать тему игры (рассказ о походе в
парикмахерскую или магазин, показ иллюстраций); пополнить у детей запас слов,
относящихся к этой теме (названия овощей и фруктов для темы «Магазин» или
«Повар»); научить детей выполнять манипуляции с игровыми предметами в заданной
последовательности (раздеть и одеть куклу, накрыть на стол); сформировать
игровую ситуацию и увлечь ею детей.
Полезный материал и фото хорошие.
ОтветитьУдалить