«Федеральные государственные образовательные
стандарты дошкольного образования».
Основные
положения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) для родителей (законных
представителей).
Прежде статус
дошкольного образования не был определен, и юридически оно не считалось
уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному
принципу. Исходя их этого, Стандарт определяет цели и задачи.
Цели: повышение
социального статуса дошкольного образования, получение качественного
образования.
Задачи: обеспечение
психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в
вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.
Стандарт является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.
В соответствии с ФГОС
ДО детский сад обязан:
- консультировать
родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья
детей;
-
информировать родителей
(законных представителей),
общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную
деятельность о целях дошкольного образования;
- обеспечить
открытость дошкольного образования;
- создавать условия
для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья;
- обеспечить
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с
семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия
для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
Программы, обсуждать с родителями (законными представителями)
детей вопросы, связанные с реализацией Программы.
- обсуждать с
родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией
Программы.
Что такое Федеральный
государственный образовательный стандарт?
Стандарт – это
совокупность обязательных требований:
- к структуре
образовательной программы дошкольного образования и ее объему,
- к условиям
реализации образовательной программы,
- к результатам освоения
образовательной программы,
На основе стандарта
дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое
обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в
реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве
образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать
различные программы для утверждения. С учетом примерных федеральных программ в
каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее
называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Программа должна
обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах
деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые
называются – образовательными областями:
- социально-
коммуникативное развитие,
- познавательное
развитие,
- речевое развитие,
- художественно-
эстетическое развитие,
- физическое
развитие.
Образовательные
области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре,
познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет
формирование ребенка дошкольного возраста.
Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части рекомендуется не менее 60%; части, формируемой
участниками образовательных отношений не более 40%.
Стандарт дошкольного
образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том
числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
Требования к
психолого - педагогическим условиям следующие:
- уважение к
человеческому достоинству детей,
- использование
в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их
возрастным и индивидуальным особенностям,
- построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
- поддержка взрослыми
положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах
деятельности;
- поддержка
инициативы и самостоятельности детей,
- защита детей от
всех форм физического и психического насилия.
Требования к
материально - техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно –
методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной
безопасности.
Стандарт предъявляет требования
к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Кадровые условия предполагают
непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении
педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации»
и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три
года проходить курсы повышения квалификации.
Финансовое
обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует
реализации образовательной программы.
Стандарт
дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при
освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в
виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и
навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и
сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.
Задача дошкольного
образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть
основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в
статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Характеристики
целевых ориентиров:
- инициативность и
самостоятельность ребенка,
- уверенность в своих
силах, положительное отношение к себе и другим,
- активное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- способность ребенка
к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,
- способность к
волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
В стандарте
определены принципы, из которых самый важный – сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям
культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и
чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид
детской деятельности — игру.
Надо дать возможность
каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий